Об отнесении тахографов к средствам измерений

В соответствии с Федеральным законом №102-ФЗ от 26.06.2008 г. «Об обеспечении единства измерений»: измерение - совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины; средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений

Решение вопроса об отнесении технического средства к средствам измерений принимается Росстандартом в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25 июня 2013 г. №971 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений" индивидуально по каждому техническому средству на основании анализа соответствующего комплекта документов.

Однако, на сегодняшний день в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений присутствует широкий ряд тахографов. Учитывая этот факт, и то, что функционирование всех тахографов построено на одних и тех же принципах осуществления измерений, можно говорить о том, что, с точки зрения обеспечения единства измерений тахограф относится к средствам измерений.

Примеры тахографов, включенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (прошедших испытания с целях утверждения типа): "Меркурий ТА-001", Drive 5, DTCO 3283, ТЦА-02НК, "ШТРИХ-ТахоRUS", КАСБИ DT-20M, Drive Smart, "EFAS V2 RUS", "EFAS 4", "Digital Tachograph SE5000"

Примеры характеристик тахографов в соответствии с описаниями типа
Границы абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) измерений интервала времени в диапазоне от 60 до 86400 с, с ±4
Пределы абсолютной погрешности измерений скорости* в диапазоне от 20 до 180 км/ч по сигналам ГНСС при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP ≤ 3, км/ч ±2
Границы абсолютной инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) измерений скорости в диапазоне от 20 до 180 км/ч по импульсному сигналу датчика движения, км/ч ±2
Границы абсолютной инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат местоположения по каждой координатной оси при работе по сигналам ГНСС при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP ≤ 3, м ±3
Границы абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат местоположения по каждой координатной оси при работе по сигналам ГНСС при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP ≤ 3, м ±15
Границы относительной инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) измерений пройденного пути в диапазоне от 1 до 9 999 999,9 км, % ±1
Пределы абсолютной погрешности синхронизации внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS, с ±2
Границы абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) синхронизации шкалы времени внутреннего опорного генератора тахографа со шкалой времени блока СКЗИ при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS, с ±2

 

Тахографы и сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений

Федеральный закон №102-ФЗ от 26.06.2008 г.:

Статья 1 часть 3 “Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при:”
5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
19) обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. №1213 требования к тахографам устанавливаются в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а следовательно – установка и применение тахографов направлено на обеспечение безопасности дорожного движения.

Требования к метрологическим характеристикам тахографов установлены в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. №36 и в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 сентября 2011 г. №1034н

Следовательно, применение тахографов находится в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а сами тахографы – должны проходить испытания в целях утверждения типа СИ и поверку.

Испытания и утверждение типа СИ

Приказ Министерства промышленности торговли РФ от 30 ноября 2009 г №1081

Приказ Министерства промышленности торговли РФ от 25 июня 2013 г №970

Испытания могут проводиться организациями, аккредитованными на право проведения соответствующих работ в сфере обеспечения единства измерений. Испытания тахографов ранее проводили ФГУП «ВНИИФТРИ», ФБУ «ЦСМ Татарстан», ООО «ТестИнТех», ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева», ФБУ «Ростест-Москва». Срок проведения испытаний 3-6 месяцев.

Первичная и периодическая поверка

ПЕРВИЧНАЯ ПОВЕРКА СИ (производство на предприятии, поверка в центре стандартизации и метрологии или другой организации)
• высокая стоимость
• поверка 7-14 дней
• сложно обеспечить поверку всего объема выпускаемых СИ (большие партии)

ПЕРВИЧНАЯ ПОВЕРКА СИ (производство на предприятии, поверка на предприятии силами самого предприятия или центра стандартизации и метрологии или другой организации)
• снижение трудозатрат на поверку СИ
• по всем, выпущенным из производства СИ, есть первичная (измерительная) информация, необходимая для проведения поверки Примечание: при правильной организации процесса технического контроля качества на производстве

Периодическая поверка цифрового тахографа

• на территории аккредитованной на поверку тахографической мастерской или предприятия собственными силами
• на территории тахографической мастерской или предприятия специалистом акредитованного юридического центра
• на территории аккредитованного юридического лица

На сегодняшний день ряд ЦСМ (например, ФБУ «ЦСМ Нижегородской области», ФБУ «Смоленский ЦСМ», ФБУ «ЦСМ Татарстан», ФБУ «ЦСМ Московской области») готовы к выполнению работ по поверке тахографов (первичной или периодической). Одновременно ведутся ряд предприятий – производителей ведет работ по аккредитации на право поверки.

Интервал между поверками для блоков СКЗИ и тахографов

Расчет межповерочного интервала осуществляется в соответствии с РМГ-74-2004 исходя из характеристик испытываемого устройства (наработки до первого отказа, указанного в ТУ, заявленного режима работы и т.д.).

На примере тахографов и блоков СКЗИ, внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений в соответствии с приказами Росстандарта от 25 декабря 2015 г. №1658 и №1660:

• межповерочный интервал для блоков СКЗИ тахографа НКМ-2 и НКМ-К составляет 4 года;
• межповерочный интервал для тахографов "Меркурий ТА-001", Drive 5, DTCO 3283, ТЦА-02НК, "ШТРИХ-ТахоRUS", КАСБИ DT-20M, Drive Smart, "EFAS V2 RUS" составляет 7 лет.

При этом, если для тахографа, имеющего действующее свидетельство о поверке, проводится замена блока СКЗИ, которая относится к плановым операциям в соответствии с руководством по эксплуатации или другими эксплуатационными документами, и новый СКЗИ прошел поверку, то данная операция не является ремонтом тахографа, а следовательно его поверка не требуется. В этом случае момент следующей поверки тахографа определяется его свидетельством о поверке.

Аккредитация и осуществление поверки средств измерений юридическими лицами

Аккредитацию на право поверки средств измерений осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Поверка средств измерений осуществляется в соответствии с Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 №1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке»

Рекомендации по проведению первичной и периодической аттестации и подготовке к утверждению эталонов единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, приведены в Приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.01.2014 №36

О мероприятиях по обеспечению единства измерений в части тахографов, которые были произведены и установлены до проведения их испытаний в целях утверждения типа как серийных устройств

На сегодняшний день в соответствии с требованиями Федерального закона №102-ФЗ от 26.06.2008 г. необходимо проведение работ по испытаниям в целях утверждения типа и поверке для всех тахографов, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В части тахографов, которые были выпущены и установлены до проведения их испытаний в целях утверждения типа как серийных устройств, также необходимо обеспечение выполнения требований по испытаниям и поверке.

На сегодняшний день Минтрансом России и Росстандартом ведутся работы по:
• проведению испытаний данных тахографов как единичных экземпляров средств измерений;
• организации поверки данных тахографов при замене в них блока СКЗИ на поверенный блок.

Одновременно, во избежание отрицательного воздействия мероприятий по обеспечению единства измерений в сфере применения тахографов на социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации, планируется введение переходного периода, в рамках которого будет разрешена эксплуатация уже выпущенных и эксплуатируемых тахографов до следующей замены блока СКЗИ.